Содержание не соответствует теме сайта или плохо раскрывает её

Содержание не соответствует теме сайта или плохо раскрывает её

Про Фому и Ерёму

Бывает, что сайт называется “Про Фому”, а в нём написано исключительно про Ерёму.

Но такое случается редко и легко правится изменением названия сайта.

Более типична ситуация, когда на сайте написано всё же про Фому, но читатель не может из описаний сложить внятный портрет героя, уяснить черты его характера, понять настроение.

Пример

Структура школьного сайта в одной конкурсной работе имела вид:

Предусмотрены факультативные разделы, содержащие описания символики, традиций, дополнительных образовательных услуг, а основные составляющие школьный жизни никак не отражены.

Заметим попутно, что название одних разделов слишком длинные (“Дополнительные предметы и блоки”), других — малопонятные (“Олимп разума”). Для меню сайта такие названия подходят плохо.

После обсуждений структура сайта была переделана так:

Получилось гораздо лучше!

Добавлены очевидно необходимые разделы: “О гимназии”, “Ссылки”. Введён общий раздел “Образование”, в котором наряду с дополнительными формами, предусмотрен материал по основной, базовой линии.

Получился ли план идеального школьного сайта?

Вероятно, нет.

Идеал недостижим в принципе. Но мы прикладываем усилия для того, чтобы подойти к нему поближе.

Школьный сайт

Прежде всего, хочется заметить, что школьный сайт — это, в первую очередь, просто сайт. Значит, к нему применимы все законы структурирования, наполнения, дизайна и юзабилити, которые относятся вообще ко всем сайтам в Интернет.

Хороший школьный сайт должен быть хорошим по общим понятиям Интернет. Но не всякая сайтовая схема подходит для школьного сайта. Безусловно, школьный сайт имеет свою специфику, которую надо учитывать при разработке.

Прежде чем приступать к построению школьного сайта, попробуем ответить на следующие вопросы.

Школьный сайт: вопросы

  1. Зачем нужен сайт нашей школе? Какие задачи он должен решать?

Комментарий. Ответ типа: “школьный сайт — это визитная карточка школы” понятен, но не интересен. Большинство школ похожи друг на друга. Как и сайты этих школ. На первой странице фото обшарпанного здания, возможно обрамлённого несколькими зелёными кустиками. Разделы “наши достижения”, “наши дела” и тому подобные. Тексты походят на скучные отчёты для органов народного образования.

Может быть, методисты в отделах образования будут без ума от чтения страниц подобного рода, но обычные люди переваривают эту кашу с трудом.

  1. Какую роль будет играть сайт в образовательном процессе нашей школы, нашего региона, страны, мира? Кто будущие пользователи нашего сайта?

Комментарий. Можно разделить посетителей сайта на две категории: на тех, кто учится и работает в вашей школе (внутренние пользователи) и на сторонних людей. В идеале сайт должен быть интересен всем. Но для внутренних пользователей могут быть специальные страницы, которые отражают только их интересы.

  1. Какой функциональностью должен обладать сайт, чтобы удовлетворить целям, сформулированным при ответе на первый и второй вопросы? Должна ли быть в нём интерактивность? поисковая система? чат? книга посетителей? рассылка новостей? выписки из расписания? журнал успеваемости? служба ответов на вопросы (ЧАВО)? прогнозы успеваемости? служба трудоустройства школьников? обзоры профессий? обзоры учебных заведений?

Комментарий. Как видите, прежде чем писать коды HTML, есть смысл сесть на стул (или лечь на диван) и задуматься: голову могут посетить интересные вопросы, способные помочь создать уникальный, безумно интересный школьный сайт.

  1. Какая структура (цепочка, таблица, иерархия) должна лечь в основу сайта? Какие разделы (заголовки страниц и пункты меню) в ней должны присутствовать?

Комментарий. Над названиями позиций меню (заголовками страниц) нужно тщательно работать. Лучше всего, если каждая позиция будет представлена одним коротким, но ёмким словом. В любом случае заголовок не должен быть слоганом, девизом, каким-то красивым восклицанием. Он должно однозначно подсказывать пользователю, что за ним скрывается (быть самоочевидным).

  1. Кто в нашей школе будет создавать сайт, а потом его сопровождать?

Комментарий. Создать какой-то сайт не так сложно. Сложнее поддерживать его в злободневном состоянии. Если сайт не меняется годами, интерес к нему небольшой.

Конечно это не означает, что нужно каждый месяц менять сайт полностью, вплоть до дизайна. Но если в разделе “новости” записи двухгодичной давности, это плохо.

Чем больше сайт нацелен на внутренних пользователей, тем он должен быть динамичнее.

  1. Как решится вопрос с финансовым обеспечением создания сайта, его сопровождением, оплаты аренды пространства на сервере?

Комментарий. Вопрос не праздный. Если с финансированием есть проблемы, затевать большой динамичный проект не стоит.

Пользователи школьного сайта

Попытаемся определить интересы потенциальных пользователей школьного сайта. Это в большой степени определит разделы сайта и их относительный объем (прямо пропорционален количеству интереса).

Сначала, определимся с самими пользователями. Разделим их на две категории (внутренние и внешние):

А теперь давайте опишем возможные интересы каждой категории пользователей.

Приведённые ниже списки не являются бесспорными и полными. Это примерная иллюстрация, которая должна помочь разработчикам составить план собственного школьного сайта.

Внутренние пользователи

Школьные пользователи
Школьники

Учителя

Интересно всё, что предусмотрено для школьников. И кроме того:

Администрация школы

Интересно всё, что предусмотрено для школьников и учителей. И кроме того:

Родители

Надзирающие органы

Внешние пользователи

Выпускники данной школы

Внутренние пользователи других школ
Школьники

Учителя

Администрация школы

Образовательные среды (типа Роботландского университета)

Надзирающие органы (региональные отделы образования, министерства)

Новые вопросы и проблемы

Приведённые оценки интересов не совсем точные и полные.

Какие мысли приходят после просмотра этих схем.

  1. Есть антагонистические интересы.

Учителя не хотят показывать свою жизнь, проблемы и свою педагогику школьникам.

Школьники хотят общаться в чате, учителя против этого из-за обычной для чата вульгарности диалогов.

  1. Большая часть информации на сайте не интересна внешним пользователям.

  2. Историческая, географическая, топологическая, описательная информация (общая “болтология”), вероятно, неинтересна никому.

  3. Многие разделы требуют постоянного сопровождения (обновления).

Это означает, что сайт должна постоянно курировать рабочая группа, обновляя его достаточно часто (минимум раз в неделю). Работа, требующая от куратора проекта немалых усилий.

Интересным разделом сайта является страничка “вопрос-ответ”. Но должен быть человек, который бы постоянно курировал этот раздел: принимал вопросы, передавал их тем, кто мог бы на них компетентно ответить, публиковал на сайте ответы.

Каким же должен быть школьный сайт?

Высказанные выше мнения и предложенные схемы предназначены лишь для побуждения творческой активности разработчиков. Готового рецепта идеального школьного сайта нет ни у кого.